Вы здесь

Как открыть аптеку

Если вы решили связать свою предпринимательскую деятельность с открытием аптеки, прежде всего, следует определиться с тем, какого размера бизнес вы хотите получить. На что сделать ставку: на месторасположение, на определенную группу покупателей, ассортимент, качество обслуживания.

Данная статья поможет более детально разобраться в нюансах бизнеса и поможет сделать окончательный выбор.

Все аптечные организации подразделяются на изготовляющие лекарственные препараты по рецепту врача и продающие готовые лекарственные средства. Доля первых на рынке незначительна, они представляют собой аптеки, к которым привыкло старшее поколение: прилавок, провизор в белом халате изучает почерк врача и сообщает о сроках готовности лекарства. Вторая группа, в свою очередь, состоит из аптек, аптечных киосков, аптечных пунктов, аптечных магазинов. Отличаются эти виды нормативными требованиями к помещению, перечнем разрешенных к продаже лекарств.

Деятельность и требования к аптечным организациям находятся в жестких законодательных рамках. Любой аптечный бизнес начинается с открытия именно аптеки. Согласно законам, принятым на территории РФ, аптечные киоски и пункты не могут быть самостоятельными организациями, а должны быть к ней привязаны. Стоимость открытия аптеки, при примерном сроке окупаемости 2 года, в среднем, составляет 1.5-2 миллиона рублей, хотя может доходить и до 6 миллионов рублей.

Стартовый капитал в городе-миллионнике пойдет на следующие нужды:

  • Аренда помещения на период создания — 250 тысяч рублей.
  • Отделка помещения 200-300 тысяч рублей. Главное здесь — это аккуратность и чистота отделки. На дизайн посетители будут смотреть в последнюю очередь, поэтому на нем можно сэкономить.
  • Покупка оборудования: стеллажи, шкафчики, сейфы для хранения различных веществ — 200-300 тысяч рублей.
  • Программное обеспечение, кассовое оборудование, реклама, прочие расходы-400 тысяч рублей.
  • Получение паспорта аптеки, лицензии на торговлю медпрепаратами, заключение от СЭС и Пожарной службы — 100-150 тысяч рублей. Самый непредсказуемый этап, сопряженный и с нервными затратами тоже. Нельзя предугадать, как скоро деятельность будет оформлена официально — это может занять пару месяцев, а может и полгода.

Штат аптеки

Руководить аптекой должен провизор с сертификатом специалиста, со стажем работы по специальности — от 3 лет. Большую роль в функционировании аптеки играет заведующий, формирующий лекарственный ассортимент аптеки. Важно найти высококлассного специалиста, ведь именно он будет закупать лекарства и тратить свободные деньги. Лучше взять сотрудника, у которого есть налаженные контакты с поставщиками лекарств. В аптеке, на привычную должность продавца, заступает провизор или фармацевт «первого стола», или, попросту, прилавка. Функцию поддержания чистоты в помещении аптеки выполняет санитарка. В результате получаем, минимальный штат аптеки: заведующий, бухгалтер, провизор, санитарка. Для аптеки филиала необходимы будут те же, кроме бухгалтера. Важно, что все сотрудники, кроме санитарок и бухгалтера — должны иметь фармацевтическое образование.

Несколько слов о количестве персонала, необходимом для успешной работы аптеки. Если аптека расположена в людном месте, заведующему приходиться вставать за второй прилавок. При этом, смысла экономить на количестве персонала нет, также следует увеличить время работы аптеки с 8 часов до 11 часов в день. Чтобы не нарушать трудовой кодекс РФ, количество провизоров следует удвоить. В некоторых случаях целесообразно нанять еще и отдельного кассира. Если аптека расположена в спальном районе — особого смысла работать более 8 часов нет.

Месторасположение и количество клиентов

Большой поток клиентов и, соответствующий ему объем продаж, любой аптечной организации зависит от нескольких составляющих. Ключ — в удачном месторасположении. При его выборе, помимо отсутствия конкурентов вблизи аптеки, важно ориентироваться еще и на основную группу клиентов аптеки. Это группа — женщины возрастом 30-50 лет. Удачно расположенные, это обычно в:

  • Местах скопления большого числа людей — вблизи остановок транспорта, пересадочных узлов, около или внутри торговых комплексов. Минус такого расположения — высокая арендная плата. 150-200 клиентов в день, умножая на средний чек в 150 рублей (по Москве) получим 20-25 тысяч ежедневного дохода. Такая выручка считается неплохой. В аптечном киоске средний чек составляет 50% от среднего аптечного, в регионах средние чеки в 2 раза скромнее. Здесь высока доля спонтанных покупок, в связи с этим высокая наценка будет оправданным шагом.
  • Спальных районах. Чтобы потенциальные покупатели стали постоянными клиентами следует сделать ставку широкий ассортимент продукции. Посетители, совершившие покупки зарекомендуют аптеку своим соседям. Здесь число клиентов редко превышает 200 в день, поэтому и доход примерно в 2 раза меньше. Но не стоит забывать, что и аренда помещения на окраине будет дешевле. Доля спонтанных покупок меньше, население лучше чувствует изменение цен.

Выбор формы торговли

Во многом ответ на вопрос: «как торговать?» определяется посещаемостью аптеки. Если в день посетителей более 1000 человек — следует открывать аптеку самообслуживания, иначе — выгоднее будет аптека с торговлей через прилавок. При выкладке продукции в аптеке можно разместить больше товаров, при этом объем продаж увеличится на 20-30%. Если товары размещать тематически, советуясь с опытным мерчендайзером, оборот растет еще на 12-20%. Хотя в спальных районах, где покупателей не так много, выгоднее сделать акцент на качество обслуживания, сэкономив на выкладке продукции.

Как сделать открытие аптеки заметным событием

Создайте индивидуальный логотип аптеки — пусть он запомнится посетителям. Шансы закрепиться на рынке будут выше. Информация в местной газете, веб-сайт, а также наружная вывеска должны превратить потенциальных покупателей в реальных, а лучше в постоянных клиентов.

В первый день работы аптеки необходимо выстрелить, сделать открытие — событием для большого числа прохожих. В день открытия повесьте растяжку «Мы открылись!», раздавайте листовки, около входа будет кстати расположить ростовую куклу. Хорошей идеей будет дарить символические подарки в день открытия аптеки. Например, воздушные шарики или календари с информацией об аптеке. Итого, рекламные затраты на открытие составят 300-400 тысяч рублей.

Сезонность бизнеса

Основной сезон продаж начинается в ногу с гриппо-вирусными заболеваниями в октябре и кончается в апреле. Хотя колебания объема продаж в течение года невелики, все же, чтобы целиком отработать сезон, входить в бизнес удачнее всего в начале осени. Соответственно, искать помещение, приводить его к окончательному виду и получать разрешение от государства лучше всего в период летнего межсезонья.

Дальнейшее развитие аптеки

После того, как первая аптека открыта, можно развивать аптечный бизнес несколькими путями. Приведем самые популярные среди них:

  1. Сделать ставку на продолжение бизнеса в форме аптечных киосков или пунктов. Такой вид бизнеса имеет преимущества:
    • Минимальное время окупаемости пункта: при удачном расположении может составлять 6 месяцев.
    • Из-за меньшей торговой площади аптечный пункт проще разместить в местах скопления людей.
    • Есть возможность более оперативно вносить изменения в ассортимент продукции.
    • Лучше не делать акцент в ассортименте на дорогие препараты, как правило, покупатель будет чувствовать большую надежность, купив дорогое средство, именно в аптеке, а не в аптечном пункте.
    • Экономия на персонале: в аптечном киоске — управится один фармацевт или провизор.
    • Затраты на открытие киоска в Москве составят 300- 500 тысяч рублей.
  2. Стать частью существующей сети — как способ уменьшить давление конкурентов. У компаний, закрепившихся на рынке и желающих расширения, возникают проблемы с подбором новых помещений. Они готовы предложить инвесторам сотрудничество по франчайзингу. Подробнее об этом можно узнать, прочитав статью «Что такое франшиза».
    • Меньше затраты на рекламу и маркетинговые исследования.
    • За счет закупки больших объемов препаратов снижается их стоимость у оптовых поставщиков. Поставщикам также проще работать с десятками сетей, чем с сотней индивидуальных аптек (снижаются затраты на логистику; в случае долговременного сотрудничества — растет взаимное доверие).
  3. Создать сеть, состоящую исключительно из аптек. Такая форма работы является более стабильной. Ассортимент продукции больше, также покупатель получает высокое качество обслуживания.
  4. Открыть специализированную торговую точку — сохранить свою независимость и предпринимательскую уникальность. В качестве предметов для продажи могут выступать: гомеопатические препараты, товары для онкологических больных, диабетиков и других групп населения. Основная выручка будет не за счет количества покупателей, а за счет стоимости лекарств.
  5. Сделать ставку на высокий сервис. Он может включать в себя:
    • Работу с персоналом: повышение квалификации, корпоративные мероприятия, создание учебного центра. В результате можно получить сплоченный коллектив.
    • Создание консультационного центра прямо в помещении аптеки. Согласно статистике, каждый второй клиент, не имеющий рецепта, консультируется с провизором при покупке лекарства.
    • Создание справочной службы сделает более доступным поиск редких препаратов.
    • Расширение нелекарственного ассортимента аптеки и продажа парафармацевтической продукции — средств по уходу за кожей, травяных чаев, соков, детского питания, подгузников.
    • Установку компьютерных программ на кассу аптеки. Они увеличат скорость обслуживания покупателей, упростят задачу заведующему при заказе недостающих медикаментов.
    • Внедрение накопительных карт и системы бонусов.

Прибыль

За месяц работы аптечные пункты принесут владельцу 50-80 тысяч рублей, аптеки, торгующие через прилавок — в полтора-два раза больше, сетевая аптека способна принести около 200 тысяч рублей в месяц. Критерием успешности работы аптеки служат ежедневные продажи на 15-20 тысяч рублей.

Открыть аптеку в сельской местности

Целесообразность такой бизнес-идеи сомнительна. Если населения меньше 15 тысяч человек, то оно вряд ли будет приносить прибыль аптеке. Сложности с квалифицированными кадрами и требования к помещению не добавляют привлекательности такой задумке. С другой стороны, идея не лишена смысла, ведь можно открыть аптеку в селе, как филиал городской аптеки. Отсутствие конкуренции и менее гибкая ценовая политика — вот что может привлечь предпринимателя.

Похожие статьи