Вы здесь

Как открыть ломбард

Ломбард — кредитное учреждение, выдающее краткосрочные ссуды под залог движимого имущества. Доход ломбарда складывается из возврата кредита заемщиком, процентной ставки за пользование кредитом, штрафа за несвоевременный возврат кредита, продажи невыкупленных изделий на аукционе (самостоятельно ломбард не вправе заниматься торговлей). Несмотря на то, что на открытие ломбарда требуется получить разрешение во множестве государственных организаций, и деятельность ломбарда сильно формализована законом — данный бизнес остается привлекательным для людей со свободным капиталом.

Преимущества ломбарда перед банком для клиента

  • Время оформления ссуды составляет несколько минут, в автоломбардах — не более 2 часов.
  • Ломбард в праве выдать кредит любого размера. В случае выдачи ломбардом ссуды в 600 тысяч рублей и более — ломбард обязан информировать Комитет по финансовому мониторингу.
  • Для получения ссуды клиенту необходим только паспорт, дополнительных документов и справок не требуется. Обращаться в ломбард можно, начиная с 18 лет.
  • Можно попытаться заложить почти любой товар.

Какое направление деятельности выбрать

Ювелирные изделия, мебель (в том числе антикварная), одежда, бытовая техника, автомобили — все перечисленное можно отнести к категории «Движимое имущество». У каждого направления есть преимущества и недостатки.

Ювелирные изделия. На них специализируются 90-95% ломбардов.

  • Риск не получить выплаченные деньги мал, так как если клиент не в состоянии выкупить изделие в срок — ломбарду проще сбыть эту группу товаров. Ломбард выдает ссуду в размере 80-90% от оценочной стоимости украшения.
  • Не требуется большая площадь помещений для хранения (достаточно 20-30 м2), но требуется надежный сейф.
  • Сложность в распознавании поддельных изделий. В случае обнаружения ворованных драгоценностей — происходит их конфискация без возмещения их стоимости ломбарду.
  • Ломбарду запрещается принимать в залог драгоценные металлы в виде слитков, самородков; необработанные драгоценные камни, отечественные золотые и серебряные ордена и медали.

Одежда и бытовая техника. Рискованно в качестве основного направления деятельности выбирать операции с одеждой и бытовой техникой.
  • Самый низкий показатель прибыли с одного клиента, чем в остальных направлениях деятельности. За бытовую технику не стоит давать клиенту больше 50% ее рыночной стоимости — техника с течением времени морально устаревает. Также, в случае невыкупа, ломбарду будет сложно найти покупателя на вторичном рынке.
  • Площадь помещений для хранений должна быть не меньше 50 м2. Для содержания некоторых видов одежды (натуральный мех) требуется специальный холодильник.
  • Выгоднее совмещать данную специализацию с другой. Это поможет удержать клиентов.

Автоломбарды становятся все более популярными среди ломбардов.
  • Крупный заработок от процентной ставки.
  • Для содержания автомобилей требуется охраняемая стоянка.
  • Необходимо тщательно оценивать ликвидность автомобиля перед выдачей ссуды.
  • Сложно оформлять невыкупленные автомобили на торги.

Кто клиент и как его привлечь

Раскрученный ломбард посещают около 100 клиентов в день. Клиентами ломбардов становятся в основном люди среднего класса, закладывая вещь, они рассчитывают в скором времени ее выкупить. Более бедным слоям населения выгоднее продать товар и получить единовременную выплату. Так как в крупных городах средний класс концентрируется в спальных районах с высокой плотностью заселения — для открытия ломбарда сложно будет придумать более удачное место. Если в городе живет менее 500 тысяч жителей — эффективнее будет развивать ломбард в центре, при этом оживленная улица будет доходнее глухого переулка. Целью обращения в ломбард становится нехватка наличных — необходимо срочно внести плату за кредит, совершить важную покупку. Мелкие предприниматели используют выданную ссуду на закупку партии товара. Чаще ломбард посещают люди молодого возраста — у них присутствует меньше негативных предубеждений к кредиту.

Привлечь клиентов, а значит, и увеличить прибыль, поможет реклама. Человек, которому срочно понадобились деньги, скорее всего, ухватится за первую возможность их получить — выгоднее всего использовать малобюджетную рекламу в районе расположения ломбарда: раздавать рекламные листовки, разносить их же по почтовым ящикам прилежащих домов, установить таблички-указатели, использовать наружную рекламу.

Если у ломбарда появляются постоянные клиенты с хорошей репутацией — можно предложить им гибкие условия сделки. Обращаться они будут чаще, а также положительно зарекомендуют заведение в кругу своих знакомых.

Чаще люди посещают ломбард весной и осенью, примерно на 5-10%. Обуславливается это временной близостью летнего сезона. Небольшие пики в посещаемости отмечаются в период праздников.

Какой стартовый капитал нужен чтобы открыть ломбард:

Стартовый капитал обычно составляет 1-1.5 миллиона рублей, из них около 300 тысяч рублей понадобится для оборудования помещения.
  • Покупка или аренда помещения, площадь которого может варьироваться от 20 м2 до 100м2 в зависимости от специализации ломбарда.
  • Сейф для драгоценностей, решетки на окна, специальная обшивка стен металлической проволокой, сигнализация, «тревожная кнопка»
  • Оборудование, оценивающее качество изделия:
    • Ювелирный ломбард: лабораторные весы, определители на золото и бриллианты.
    • Ломбард бытовой техники: тестеры, звуковые колонки, переходники, батарейки, кассеты, диски.
  • Установка специального программного обеспечения, которое упрощает взаиморасчеты с клиентом.

Персонал ломбарда

Ломбарду будет не обойтись без охранника (возможно посменная работа), бухгалтера (необходим высококлассный специалист, знающий все тонкости ломбардного законодательства), управляющего и оценщика-товароведа. От качества работы последнего напрямую зависит прибыль ломбарда — он должен быть в курсе текущей стоимости принимаемого изделия. При работе с драгоценностями сумма залога высчитывается исходя из следующих параметров: веса и пробы драгоценного металла, сложности изготовления изделия в целом, веса и качества бриллиантов. Остальные составляющие изделия в расчет не идут.

Процентные ставки и доход ломбарда

Во многом определяются «зоной охвата» ломбарда. Если она содержит около 20 тысяч человек — ломбард будет приносить прибыль только при ставках 25% и выше, что может оттолкнуть большую часть клиентов. В случае существования в ней 100 тысяч потенциальных клиентов — ломбард сможет процветать и при 4% ставках. Кроме этого желательно ознакомится с услугами находящегося недалеко ломбарда-конкурента. При их отсутствии — теоретически можно устанавливать любую процентную ставку.

Первую прибыль ломбард начинает приносить спустя 6 месяцев после открытия. Стартовый капитал (1-1.5 миллиона рублей) полностью окупается только через 18 месяцев работы, для этого требуется обслуживать 30 клиентов в день. Ежемесячная прибыль закрепившегося на рынке ломбарда в среднем составляет 100-120 тысяч рублей в месяц.

Идеи по расширению бизнеса

  • Дополнительная специализация ломбарда разнообразит перечень принимаемых на хранение товаров, что привлечет новых клиентов.
  • Открытие ломбарда в другом районе.
  • Появление точек сбыта товаров — ломбард получает гарантированный доход от невыкупленного товара.
  • Открытие фирмы, занимающейся скупкой товара. Клиент имеет возможность не закладывать, а продать товар. Подробнее об этом можно узнать в статье «Как открыть комиссионный магазин».

Неизбежные риски в работе ломбарда

  • Подделки. Отличить сплошной драгоценный металл от позолоты, определить истинную пробу металла — сложная задача для оценщика-товароведа.
  • Сохраняется вероятность выдачи залога на краденые изделия, в случае обнаружения этого факта — происходит конфискация изделий без возмещения ущерба ломбарду. Автоломбарды также могут пострадать — не всегда удается установить прошлое автомобиля (этот риск можно свести к минимуму, если удастся навести справки в ГИБДД, прокуратуре и таможне).
  • Утеря работоспособности имущества за период хранения. Садятся аккумуляторные батареи, выходит из строя электроника приборов (этого риска можно избежать, если застраховать имущество).

Похожие статьи