Вы здесь

Как открыть ресторан

Ресторанный бизнес – одна из наиболее сложных сфер деятельности. Открыть ресторан несложно, но как привлечь клиентов? Удачное место расположения, привлекающая вывеска и превосходная кухня еще не гарантирует хорошую посещаемость заведения.

Конкуренция в этой сфере деятельности, на сегодня, очень высока. Не секрет, что современная публика больших городов избалована огромным выбором ресторанов и кафе. Привлечь посетителей просто хорошей кухней, задача не из простых.

Цель хозяина заведения - создать уникальную атмосферу, максимально комфортную для определенного круга людей и, таким образом, обойти конкурентов. На пути достижения этой цели необходимо решить целый комплекс задач.
Всегда есть риск того, что проект окажется неудачным. В принципе, любая неудача приносит какой-то позитивный опыт. На ошибках учатся.

К примеру, известный американец Сэм Уолтон, несколько раз становился банкротом, прежде чем создал крупнейшую сеть супермаркетов - Wal-Mart.

Существует убеждение, что ресторанный бизнес сопряжен с огромным риском, чуть ли не самым высоким. Это, конечно же, неправда. С таким же точно риском связана и любая другая деятельность в предпринимательстве. Тем не менее, этот вид бизнеса находится на первых местах в списке банкротств.

Общение с людьми - тяжелая работа, особенно для обслуживающего персонала.

Прежде чем начать своё дело, поразмыслите над следующими вопросами:

- Уверены ли Вы, что сможете получить прибыль в течение, скажем, одного года?
- Сможете ли покрыть текущие расходы в течение определенного времени?
- Есть ли у Вас опыт и уверенность, необходимые для работы в этом бизнесе?
- Найдете ли Вы себе время для отдыха, несмотря на всю напряженность?
- Умеете ли Вы общаться с людьми?
- Насколько хорошо Вы знаете местную конъюнктуру рынка?
- Имеется ли в данном месте потребность в новом ресторане?
- Достаточно ли быстро и гибко Вы приспосабливаетесь к неожиданным изменениям в обстановке?

С чего начать?

С чего начинается ресторанный бизнес? Обычно, с анализа рынка, поиска финансов и помещения под будущее заведение, чтобы потом исходить из того, что имеется. Можно поступить наоборот - создается концепция ресторана, а уже после этого ищутся деньги, помещение и все что нужно.

Создание ресторана - это творчество, претендующее на оригинальность и самобытность. Простого желания заработать денег, мало. Мне кажется, самое главное - заработать себе имя. Вот тут возникает вопрос: что лучше (или выгоднее)?

Купить уже раскрученный брэнд или создавать свой. Для начинающего предпочтительнее, скорее всего, первый вариант.
Построить ресторан – легко. Нужно еще вложить в него душу, а это половина успеха. Не забывайте, что заведение строится не для себя, а для людей, которые будут посещать его. Хочу предостеречь от распространенной ошибки: не экономьте ни на чем при создании своего ресторана. Помните: скупой платит дважды. А в нашем случае, возможно, и трижды.

Самое главное в ресторанном бизнесе – подбор персонала и, прежде всего, шеф-повара. Кадры решают всё!

Итак, с чего же начать? Вот несколько советов:

- В первую очередь, стоит оценить собственные финансовые возможности. Открыть собственный ресторан — удовольствие не из дешёвых.
- Нужно выяснить, где можно найти подходящее помещение или участок земли под будущий ресторан. Именно месторасположение очень часто является отправной точкой при создании концепции ресторана.
- Выбор кухни. На эту тему мы поговорим отдельно.
- На какую публику рассчитывается ваш проект. Учитывайте всё - возраст, обеспеченность, социальный статус, хобби и т. д. предполагаемого клиента.
- Ресторан - это еда. Она должна быть вкусной и качественной. Это залог долголетия заведения.
Слагаемые успеха
- Выбор целевой аудитории. В ее определении важную роль играет месторасположение ресторана. Наиболее выигрышными являются центральные районы города. В этих районах располагается особенно много офисов крупных компаний, банков и т.д. Это как бы деловой центр города, который в вечернее время превращается в место элитных тусовок. Комментарии, как говорится, излишни. Например, в Москве престижными считаются Тверская, Арбат, Пушкинская площадь, Тверской бульвар.
- Рестораны, расположенные в элитных спальных районах, занимают особое положение. В Москве это: Рублево-Успенское шоссе, Кутузовский проспект, Остоженка и т.п. Ориентироваться здесь лучше всего на вечерний отдых после работы, т.е. на публику с достатком выше среднего, рассчитывающую расслабиться после напряженного рабочего дня.
- Рестораны и кафе, расположенные поблизости от крупных ВУЗ-ов. Расчет на основной контингент – небогатых студентов. Они, как правило, неприхотливы в отношении сервиса и качества кухни, им нужно дешево и вкусно поесть, выпить пива.
- Если ресторан, всё-таки, находится на окраине, а не на центре, то единственная возможность привлечь посетителей - это оригинальность и уникальность.
- Выбор развлечений. Например, в заведении, которое ориентировано на пожилых людей не стоит играть современную музыку, да ещё на всю громкость, и наоборот.
- Рядом с рестораном можно создать магазинчик, в котором можно было бы приобрести какую-нибудь мелочевку, сувениры или что-либо подобное.
- Обычно рестораны оцениваются по качеству пищи, обхождению и обслуживанию. Но не забывайте про оформление, которое воздействует на все вместе взятое.
- Огромное значение имеет сувенирная продукция. Это могут быть фирменные спички, зажигалки, бокалы, подставки, оформленные в оригинальном и неповторимом стиле Вашего ресторана. Естественно, на каждом предмете должен присутствовать Ваш фирменный знак.

Финансы и затраты

Сколько стоит открыть ресторан?

По мнению профессионалов, всё зависит от поставленных задач. Ориентировочно, сдача ресторана “под ключ” обходится заказчику от $800 до $1500 за 1 кв.м. площади, включая все постройки. Плюс к этому стоимость покупки помещения (например, в центре Москвы она может составить $1000 за квадратный метр). С учетом этого, примерная сумма всех расходов на средний (около 200 квадратных метров) ресторан, составит от 250 до 400 тыс. долларов.
Окупаемость ресторана обычно составляет от одного года до пяти лет.

Повсеместно принято начинать с создания идеи, уже потом подыскивается подходящее помещение. Стоимость аренды начинается от $200 (в «спальных» районах) до $1000 (например, в современных бизнес-центрах) за 1 кв.метр в год. В некоторых местах, эта цифра может достигать $4000. Следовательно, ежемесячный взнос за аренду помещения площадью около 200 кв. м в «спальном» районе может составить от $3000 до $16 000.3

В последнее время многие начинают работу с маркетингового исследования. Для проведения такого комплекса мероприятий, лучше всего обратиться к услугам специалистов. Затраты на специалистов со стороны, будут приблизительно 3–5 тыс. долл. Они же могут составить бизнес-план по результатам исследования на 1-2 года вперед, это ещё $500.

Удачно расположенный и оформленный «средний» ресторан, может принести прибыль в среднем от 100 до 350 тыс. долл. в год. Как считают некоторые эксперты, его максимальная прибыль может достигнуть 500 тыс. долларов в год.
Общие затраты на оформление документов в целом составят 500 – 1500 долларов.

Ещё предстоят затраты на автоматизацию системы контроля и учета. Для этого существует различное программное обеспечение по контролю и учету. Самый дорогой и «продвинутый» продукт - R-Keeper. Минимальная конфигурация этой программы обойдется Вам в 10 тыс. долл. Можно установить более дешевую систему - «Ресторан 2000». Или использовать широко известную «1С».

Исходя из вышеперечисленного, следует ориентироваться на стоимость 1 кв. метра = $1000 и минимальную рентабельность 20%.

Готовый бизнес или начать “с нуля”?


Существуют два пути для тех, кто решил стать ресторатором:

- купить готовый бизнес;
- вложить деньги в создание дела «с нуля»;
Желающим воплотить в ресторане свою идею, больше всего подходит второй вариант.
«Если Вы захотели приобрести готовый ресторан и собираетесь в нем ломать и перестраивать всё по-своему, экономически выгоднее наладить бизнес с самого начала».
Обычно, сначала создается идея, уже потом под эту идею подыскивают подходящее помещение. Например, в «спальных» районах нашей столицы стоимость аренды начинается от 200$ за 1 кв. метр в год. А цена аренды в современных торговых комплексах может превышать 1000$ за 1 кв. метр. Ежемесячный взнос за аренду помещения площадью около 200 кв. метров в «спальном» районе составляет от 3300$ до 16 000$.

В последнее время многие начинают работу с проведения маркетингового исследования. Это делается для определения эффективности заведения с финансовой точки зрения в конкретном помещении.

В этом случае, стоит обратиться к услугам специалистов, которые проведут исследование и выяснят соответствующие параметры:
- потоки людей вблизи помещения;
- конкурентное окружение;
- здания вблизи будущего ресторана;
- удобство подъездных путей;
- места парковки;
- внешнее оформление;
- приблизительную структуру и платежеспособность потенциальных клиентов;
Проведение подобного исследования специалистами со стороны обойдется в 3–5 тыс. долларов.

Имея такое маркетинговое исследование в своем распоряжении, ошибиться почти невозможно.

Ориентировочно, постройка и оборудование ресторана “под ключ” обойдется заказчику от 850$ до 1500$ за квадратный метр площади, включая все помещения. Стоимость покупки помещения в центре Москвы, например, может составить 1000$ за 1 квадратный метр. Приблизительная сумма расходов, на среднего размера (около 200 квадратных метров) ресторан, составляет около 400 тыс. долларов….
 

Похожие статьи