Вы здесь

8 расходов предприятия, которые можно переложить на плечи клиентов

Какие расходы должны оплачивать клиенты, а не владельцы бизнеса

Начинать бизнес довольно трудно не только морально, но и финансово. Существует много ошибок, которые начинающие предприниматели совершают на первых порах функционирования стартапа, в том числе и ошибок в выставлении счетов. Каждый владелец бизнеса имеете полное право на полноценную оплату своих трудов, в конце концов, от этого зависит будущее вашего предприятия. Но даже те предприниматели, которые полностью осознают этот момент, не всегда придерживаются четкой позиции относительно материального вознаграждения и часто списывают клиенту некоторые суммы, иногда даже себе в убыток. Чтобы сохранить свой денежный поток полноводным, пересмотрите свои отношения с клиентами по ниже приведенным позициям и в нужных случаях внесите коррективы.

1. Консультационные сборы

Прежде чем начать работу над новым проектом, вы потратите много времени на общение с клиентами, чтобы обрисовать покупателю во всей полноте будущий объем работ и обеспечить точную оценку стоимости товара или услуги. Многие компании предлагают эту первичную консультацию абсолютно бесплатно, но при этом не дают каких-то конкретных советов. До совершения сделки таких звонков может быть множество, и не факт, что они прекратятся после заключения контракта. В результате вы потратите время на бесчисленные разговоры с одним клиентом, вместо того чтобы заняться привлечением новых. Важно оценить стоимость этого времени, чтобы оно приносило доход (или хотя бы помогало выходить в ноль), а не вводило в убытки.

2. Путевые расходы

Если ваша работа с конкретным клиентом потребует незапланированных характером бизнеса поездок по городу (региону, стране), следует должным образом оценить затрачиваемое время на путешествие и включить эту сумму в общий счет. Владельцу коммерческого предприятия вовсе не обязательно ездить куда-то самостоятельно, но если клиент хочет видеть именно вас, а не вашего штатного специалиста, чья обязанность выезжать на объекты и общаться с заказчиками, то вы должны предупредить, что клиент не должен удивляться, если подобная услуга отразиться на размере финального счета.

3. Накладные расходы

Пункт, тесно связанный с предыдущим. Любое путешествие требует не только времени, но и денег. Собирайте все квитанции: за проезд в автобусах и такси, питание, проживание (если путешествие займет несколько дней), — и предъявляйте клиенту в конце выполненной работы. Разумеется, перед началом сотрудничества клиента нужно должным образом оповестить о том, что ему придется оплачивать накладные расходы, а вы в процессе таких поездок действовать в рамках приличий и не пользоваться неоправданно дорогими услугами.

4. Исследование

В любой выполняемой для заказчика работе можно найти пункты, заслуживающие дополнительной оплаты. Но пункт «исследование», пожалуй, самый доказуемый из всех. Чтобы задокументировать время, затрачиваемое на просиживание за компьютером, изучение и анализ информации, можно пользоваться специальными приложениями, которые не только зафиксируют количество минут/часов, но и каждое ваше действие. Еще одна польза от таких изобретений — возможность отследить, сколько времени требуется на работу с каждым из клиентов. Основываясь на этой информации, можно будет разделить клиентов на тематические группы и определить среднюю стоимость исследовательской работы для каждой из групп (для тех случаев, когда хочется вывести унифицированную стоимость конкретной услуги).

5. Поставки

Любой бизнес требует определённых затрат на закупку программного обеспечения, канцелярии, оргтехники и ее сервисное обслуживание. И, разумеется, нельзя возлагать на клиентов все эти расходы. Но если в процессе работы внезапно потребуется приобретение программ или предметов, которые не входят в стандартный набор предоставляемых вами услуг, и вы не планируете ими пользоваться в дальнейшей коммерческой деятельности, вы имеете полное право затребовать компенсацию за эти расходы.

6. Почтовые расходы

Скорее всего, большая часть вашей переписки проходит онлайн. Однако вполне существует вероятность, что вам понадобится совершить отгрузку/отправку товаров или документации в «натуральном» виде. Когда это произойдет, почтовые и транспортные расходы могут быть переложены на плечи заказчика.

7. Сборы за обслуживание кредитных карт

Большинство клиентов будут благодарны, если вы предусмотрите оплату за свои услуги с помощью кредитных карточек. В этом случае нужно предусмотреть, чтобы за такое обслуживание платили сами клиенты, а не вы. Но если сумма сделки велика, то вы вполне можете самостоятельно оплатить проценты за пользование сервисом.

8. Боль и страдание

Нет, вы не можете выставлять счет за те моральные страдания, которые вызывают некоторые необязательные или слишком требовательные клиенты. Но можете затребовать материальную компенсацию за потраченное на них время (озвучиваемая причина) и нервы (реальное основание), которые вы тратите на общение с ними. Постепенно такие раздражители отпадут сами собой, а на их место придут новые более адекватные заказчики.

Похожие статьи