Вы здесь

Эффективный мозговой штурм: от теории к реальности

Правила эффективного мозгового штурма

Мозговой штурм, или обмен идеями в поисках инновационного решения проблемы, — это основообразующая любого начинающего бизнеса. При этом важно, чтобы интенсивные обсуждения превратились в хорошую привычку и проводились с завидной регулярностью. Сотрудники, которые знают, что в любой момент любая их идея будет выслушана и рассмотрена, чувствуют себя более уверенными и нужными для компании. Они лучше представляют себе свое место в структуре компании и значимость своего вклада в общее дело. Но при всей важности мозговых штурмов, некоторые стартапы пускают дело на самотек, в результате чего мозговые штурмы не достигают поставленных перед ними результатов.

Мозговой штурм — это важно, но не всегда эффективно

Теория мозговых штурмов берет свое начало в 1953 году с выходом книги Алекса Осборна «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы», в которой впервые четко и ясно были сформулированы правила проведения мозгового штурма. Позже теоретические выкладки Осборна были подтверждены практическим опытом.

Многолетние исследования Йельского университета показали, что групповое мышление все же уступает индивидуальному. Долгое время ученые не могли понять, почему действительно гениальные мысли рождаются при индивидуальной работе, а не коллективной. В результате выяснилось, что на это влияет целый ряд факторов:

Во-первых, гениальные мысли рождались в головах индивидуумов только после того как человеком было прослушано множество посредственных или абсолютно неподходящих идей.

Во-вторых, действительно оригинально мыслящие люди склонны к углубленному самоанализу, в результате чего многие мыли не проходят внутренней критики и остаются невысказанными.

В-третьих, играет свою роль индивидуальная психология: человек может попросту опасаться высказывать мысли вслух из боязни быть осмеянным или неверно понятым.

В-четвертых, мозговой штурм не позволяет управлять мышлением. Часто в процессе обсуждения участники «проскакивают» то место, когда следовало бы остановиться и закрепить результат.

Эти проблемы еще сильнее усугубляются, если в группе при обсуждении присутствует руководитель высшего звена или известный в своей области специалист (люди робеют перед начальством). Или если группы слишком многочисленны: для того чтобы высказаться, люди вынуждены ждать своей очереди, и пока очередь идет, они не единожды подвергают свои идеи жесточайшей критике. В результате человек либо «перегорает» и уже не хочет обсуждать проблему, либо отметает свою идею как неудачную, либо просто забывает о том, что ему пришло в голову.

Группы также часто бывают зациклены на решениях определенного вида, в результате чего то, что не подходит по установленных формат, безжалостно отметается и даже не подвергается рассмотрению и обсуждению. Постепенно работа в группе приводит к тому, что высказываются похожие друг на друга идеи, и перекрывается сама возможность рождения абсолютно нового подхода к решению проблемы.

Как сделать мозговой штурм действительно продуктивным

Работайте в малых группах

Оптимальное количество участников для мозгового штурма — 10-12 человек. В группе обязательно должен быть лидер, его помощник, 3-5 постоянных участников и 3-5 приглашенных. Лучше, чтобы людей было нечетное количество, так всегда будет перевес во мнении. Ни в коем случае нельзя формировать постоянный состав для работы в группе, так как со временем группа начнет мыслить синхронно, шаблонно, а участники процесса смогут научиться предугадывать реакции друг друга и корректировать свои мысли и поведение в угоду собравшимся. Поэтому постоянный сегмент группы должен задавать общее направление работы, а сменный — обеспечить гибкость мышления и идейное разнообразие.

Начните с индивидуальной предварительной подготовки

Люди работают лучше, когда у них есть время провести домашнюю работу и подготовить заранее ряд идей для обсуждения. Таким образом можно обеспечить озвучивание всех заготовленных идей независимо от трендов или формата. Ваша задача — превратить процесс мозгового штурма в конструктивное обсуждение идей, развить потенциал, казалось бы, незначительной мысли, или наоборот загасить чересчур пылкие, но сложные к реализации из-за их масштабов идеи.

Не смешивайте процесс генерации идей с их критической оценкой

Эффективные дебаты стимулируют творчество. Но всегда нужно следить за тем, чтобы процесс обсуждения идей не был сведен исключительно к критике этих идей. Рассматривая положительные и отрицательные стороны того или иного предложения, стремитесь не просто к одобрению или неодобрению идеи как таковой, а к рождению новой продуктивной идеи посредством объединения или укрупнения отдельных частей различных высказываний.

Усильте знания по актуальным вопросам и текущим тенденциям

Новейшие практики и тенденции имеют неоценимое значение для мозговых штурмов. Современный взгляд на высказывание, может полностью изменить ход развития идеи и привести к неожиданным результатам.

Похожие статьи