Вы здесь

Как паника может уничтожить стартап

Чем паника может навредить стартапу

Все бизнес-тренеры и консультанты рекомендуют во время кризиса не предаваться панике и спокойно взвесить свои возможности. Однако это легче сказать, чем сделать. Режим чрезвычайной ситуации не просто внешние обстоятельства. Это еще и естественный химический процесс в организме, при котором в кровь выбрасывается адреналин, давление повышается, дыхание учащается... В общем, обычный совет из разряда «успокойтесь» слабо помогает. И хотя подобная реакция вашего тела на стресс вполне естественна, ваши действия в таком состоянии могут оказаться губительными для бизнеса. Поэтому мы советуем призвать на помощь логику и здравый смысл и рассказать себе, чем может быть опасно такое состояние.

Отставание от графика

«Срок» — достаточно устрашающее слово, которое идет рука об руку со словом «планы». К примеру, вы наметили запуск интернет-магазина, нашли потенциальных клиентов, наняли сотрудников для обработки заказа, запустили рекламу — сделали все, чтобы быть готовыми к определенной дате. И тут ваш разработчик говорит, что ему требуется еще неделя на завершение всех процессов. В режиме паники вы пытаетесь торопить исполнителя, в результате чего выходите на рынок с неотлаженным продуктом, который имеет множество недостатков. Или же начинаете обзванивать всех и отменять предварительные договоренности, так как не успеваете все сделать в срок. Оптимальным же решением в такой ситуации будет сесть вместе с разработчиком и попытаться найти компромиссы, которые позволят вам запуститься в установленные сроки с минимальным количеством функций, позволяющими работать в триал-режиме обслуживания клиентов, пока полная версия продукта доводится до ума замешкавшимся разработчиком.

Потеря важного клиента

Без клиентов не было бы бизнеса. Большинство стартапов и малых бизнес-начинаний чрезвычайно зависит от первоначальных и/или постоянных клиентов. Если у вас есть всего два-три крупных клиента, то потеря одного из них может серьезно сказаться на бизнесе в целом. Паническая реакция на уход клиента или хаотичные попытки их вернуть могут ударить по предприятию сильнее, нежели просто потеря заказчика. Совершая хаотичные действия и неадекватные поступки, вы рискуете растерять оставшихся покупателей. Если клиент решительно ушел, его возвращение или невозможно, или нецелесообразно (так как он все равно уйдет со временем). Вместо этого сядьте и проанализируйте свои действия, определите причины, которые привели к такой ситуации, сделайте выводы и скорректируйте свою стратегию ведения бизнеса. Если необходимо — сократите бюджет и собственную зарплату до тех пор, пока не заполните образовавшуюся брешь.

Появление нового конкурента

При выходе на рынок вы, скорее всего, изучили конкуренцию, взвесили свои возможности и решили, что сможете справиться с ситуацией. И тут у ваших клиентов вдруг появляется еще одна альтернатива. Весь ваш бизнес оказывается под угрозой. В панике вы начинаете неоправданно снижать цены, сокращать штат, искать других поставщиков или вообще всерьез менять концепцию бизнеса, чтобы соответствовать новым условиям. Так вот, всего этого делать не нужно!

Вместо того чтобы генерировать идеи и тут же воплощать их в жизнь, выберите две-три самые перспективные, проведите маркетинговые исследования и инвестируйте только в те из них, которые имеют реальные преимущества перед конкурентами.

Расставание с учредителями или ведущими сотрудниками

Работа в небольшой команде опасна тем, что создается ложное впечатление, что эти люди будут с вами всегда. Если это ваши ведущие сотрудники или если между вами установились близкие и даже дружественные отношения, то это чувство невосполнимой потери только усилится. Поэтому когда один из них принимаете решение об уходе, вы думаете, что весь ваш бизнес трещит по швам. Чтобы избавиться от паники, вспомните, что незаменимых людей не существует. В вашей команде уходящий работник играл всего лишь одну из ролей, пьеса не обречена провал с уходом одного актера, тем более если пьеса не писалась специально под него. Замену найти будет сложно, но возможно.

Контролировать свои эмоциональные реакции очень трудно, но если умерить свои запросы и ожидания, можно предотвратить большую часть потенциальных осложнений. Лучший способ не впадать в панику — придумать на каждую потенциально опасную ситуацию план действий. Наличие запасного варианта позволит почувствовать себя спокойнее и увереннее.

Похожие статьи