Вы здесь

Нужен ли малому бизнесу маркетинговый план?

Зачем предприятию нужен маркетинговый план

Нет нужды отрицать, маркетинг — один из важнейший компонентов успеха любого бизнеса. Но как это ни прискорбно, малый и даже средний бизнес зачастую действует в этом направлении хаотично, непродуманно и без какого-либо представления о конечном результате. Это какие-то фрагменты чужих маркетинговых планов и тактик, бездумное использование методов и инструментов без какой-либо системы. Результат довольно плачевен — все затраченные средства пропадают, не принеся никаких дивидендов. Мы предлагаем вернуться к началу и заняться разработкой маркетингового плана. И вот почему...

1. Маркетинговый план обеспечивает руководство

Маркетинговый план — это фактически план действий, который рассказывает, какие шаги нужно предпринимать в конкретный момент времени. Как это руководство будет выглядеть? Если отбросить специфику бизнеса и другие индивидуальные моменты, то можно в итоге получить следующее:

  • Анализ ситуации. Это, по сути, «срез» бизнеса, ответы на ключевые вопросы. Кто вы? Каково ваше уникальное торговое предложение? Каковы ваши сильные и слабые стороны по сравнению с бизнесом конкурентов?
  • Целевая аудитория. Кто ваши целевые клиенты? Каков их возраст, пол, где они живут, чем интересуются, сколько зарабатывают?
  • Конечная цель маркетинга. Многие почему-то занимаются маркетингом ради маркетинга, хотя на самом деле у вас должно быть четкое понимание того, чего вы в итоге хотите достичь (рост продаж, увеличение количества или улучшение качества клиентов, вывод бизнеса на новый уровень, повышение узнаваемости бренда и т.д.).
  • Стратегии. Что пошагово нужно сделать, чтобы добиться целей, и какими методами это нужно сделать?
  • Бюджет. Если рост бизнеса — один из приоритетов, то маркетинг должен иметь свой собственный регулярно пополняемый бюджет.

2. ...держит сосредоточенным

Создается впечатление, что возможности маркетинга в цифровую эпоху практически безграничны. Но наряду с преимуществами подобного положения в нем есть и свои недостатки. Главный из которых — легко потеряться и отвлечься от первоначально поставленной цели. Имея четко сформулированный маркетинговый план, вы фактически будете иметь пошаговое руководство к действию, которое сформирует понимание ситуации и будет возвращать на выбранный путь, если вдруг вы невольно отвлечетесь (или увлечетесь). Он будет держать вас в рамках тех технологий и методов, которые уже были рассмотрены, проанализированы и признаны подходящими для достижения поставленных целей.

3. ...помогает контролировать бюджет

Вы владелец малого бизнеса, так что наверняка знаете, насколько важно иметь бюджет и придерживаться его. Разумеется, можно пытаться раскручивать бизнес с помощью бесплатных технологий. Но тут нужны либо удача, либо много времени и усилий, либо уникальные профессионалы, готовые работать на чистом энтузиазме. Поэтому как уже упоминалось выше, бюджет является одним из основных компонентов любого твердого маркетингового плана. Не имея плана, но выделяя деньги на какие-то шаги по продвижению бизнеса, очень легко попасть в ситуацию, когда деньги потрачены, а результатов не получено. Либо же потрачено гораздо больше денег, чем вы могли себе позволить.

4. ...устанавливает временные рамки

Если вы по своей натуре прокрастинатор, то маркетинговый план будет настоящим спасением для вас. Даже если вы не из тех, кто отвлекается по мелочам, занятие новым и сложным делом могут существенно отодвинуть остальные бизнес-дела на второй план. Как правило, при разработке маркетингового плана устанавливаются сроки для достижения определенных результатов. И согласно этим срокам и пунктам плана вы действуете, оставляя тем самым время на другие не менее важные дела.

5. ...измеряет успех

Знаете, что самое сложное в любом деле? Установить критерии, которые будут служить мерилами успеха. И если в продажах эти критерии абсолютно прозрачные и очевидные (объемы продаж), то в других областях их выявить гораздо сложнее. Для маркетинговой кампании очень важно определиться с тем, что будет означать ее успешность, иначе как вы поймете, что ваши расходы окупают себя? В этом может помочь план кампании, ведь в нем будут продуманы основные вехи и результаты для каждого этапа, которые сообщат о том, что задача выполнена и пора двигаться дальше. А в конце будет сформулирована четкая цель, достижение которой и будет означать успех всей маркетинговой кампании.

Таким образом, возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок нашей статьи, — да, вашему малому бизнесу нужен маркетинговый план, если вы хотите оптимизировать и окупить свои маркетинговые инвестиции.

Похожие статьи