Вы здесь

Научиться говорить как босс: 5 советов начинающим

Если вам хотя бы однажды довелось побывали в среде топ-менеджеров или бизнес-лидеров, вы наверняка обратили внимание, что их манера общения сильно отличается от той, которая присуща, к примеру, вашим рядовым сотрудникам. В их речи звучит уверенность, их тембр завораживает, голос зачаровывает, а сам текст построен так, что буквальным образом вдохновляет на подвиги.

Великие лидеры — великие коммуникаторы. Искусство их речи — действительно искусство. Но, как известно, успех состоит из 90 % труда и только из 10 % таланта. Поэтому научиться говорить под силу практически каждому. Как? Следуйте нашим советам.

1. Отбросьте словесные костыли

Эти костыли наиболее выражены во время пауз во время доклада или презентации. Они предстают в виде странных вокализов, таких как «эээ», «ну» или «гм», которые появляются для заполнения пауз. Могут принять обличье навязчивых жестов руками (взмахи, почесывания носа) или постоянном изменении положения тела (покачивание с пятки на носок, переминание с ноги на ногу и т.п.). А могут воплотиться в виде словесных клещей, слов-паразитов, которые способны в результате не убедить кого-то, а наоборот подорвать ваш авторитет («откровенно говоря», «если быть честным», «как вы знаете» и проч.). Самая большая проблема в том, что лишь немногие способны признать зависимость от этих костылей.

Лекарство в этом случае простое и бесплатное: запишите на диктофон две минуты своей беспрерывной речи на свободную тему и прослушайте внимательно запись. Этот нехитрый способ поможет выявить ошибки и подскажет, на что нужно обращать внимание при беседе. Сначала будет сложно, но со временем вы обнаружите, что уверенно ходите без костылей.

2. Продолжайте говорить, несмотря на словесные промахи

Если во время речи вы допустите какую-то оговорку или ошибку, сделайте вид, что ничего не произошло, и развивайте мысль дальше. На самом деле, практически никто из собеседников не заметит словесного ляпа, пока вы сами не заострите на нем внимание: не запнетесь, не начнете извиняться. Это происходит потому, что человек воспринимает смысловое содержание текста в целом, а не отдельных слов, которые в разном контексте могут обозначать разные вещи. Если ваша ошибка смутила вас, постарайтесь пережить это самостоятельно, не разделяйте ответственность с аудиторией, которая будет вовсе не рада, если вы введете ее в замешательство вежливыми «приседаниями» и извинениями.

3. Избегайте вводных слов и предложений

Вводные спецификаторы — это невыразительные одноразовые слова и фразы, которые зачастую используются в речи для достижения консенсуса, выражения вежливого согласия или возражения: «возможно», «что-то вроде того», «надеюсь», «если вы не возражаете» — в общем, все те тягучие, скучные и вялые слова, которые могут существенно ослабить ваш статус лидера.

4. Заканчивайте речь решительно

Слишком часто люди вместо того, чтобы поставить жирную точку в конце речи, начинают добавлять сглаживающие предложения и в результате настолько запутываются в собой же расставленных сетях, что уже не знают, как закончить разговор.

Таким образом они выпускают холостые фразы, которые ничего не добавляют к дискуссии, но при этом ставят под сомнение свою способность к красноречию и ясному выражению мысли. Это фразы: «ну, как-то так», «что-то типа этого», «вы поняли, о чем я» и т.д. Подобные лингвистические упущения следует избегать любой ценой.

5. Одна мысль — одна фраза

Последний совет, который может устранить большинство вышеназванных проблем, — говорите четко, понятно, кратко, тезисно. Не нужно строить длинных развернутых предложений — оставьте их писателям-романистам. Единственным способом избежать словесной путаницы и захватить внимание аудитории будет следование постулату: одна идея — одно предложение.

Похожие статьи