Вы здесь

Злоупотребление служебным положением: правила разрешения конфликта

Отношения на рабочем месте не всегда просты. Встречаются и похитители обедов, и слушатели неправильной музыки. Но ничто не может сравниться с теми, кто злоупотребляет служебным положением: отпускает шуточки сомнительного содержания, причиняет физическое насилие и т.п. Такое поведение является неприемлемым и обязательно должно быть наказано. Но хотя в том, чтобы обратиться за помощью, нет ничего преступного, иногда при возникновении такой необходимости человек чувствует себя неловко и начинает сомневаться в последствиях своих действий. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем вам совершить несколько действий, которые помогут преодолеть сомнения и спрогнозировать результаты поступка.

Поговорите с обидчиком напрямую

Прежде чем предпринимать какие-то радикальные меры, возможно, стоит поговорить с обидчиком без излишней вежливости и иносказаний. Вполне возможно, что у докучливого коллеги плохо с чувством юмора или ваше молчание он воспринимает как одобрение своим действиям. Такое редко, но случается. Попробуйте выразить свое недовольство в личной беседе без присутствия коллег, есть вероятность, что человек смутиться, растеряется, извинится, и на том конфликт будет исчерпан. Говорите спокойно и предельно корректно, объясните, что его поведение неуместно, и вы испытываете определённый дискомфорт. Будьте конкретными, приводите примеры, анализируйте реальные ситуации. Даже если это не поможет скорректировать поведение обидчика, в дальнейшем вы себя обезопасите от аргументов с той стороны: «да я и не думал», «я не знал», «а что тут такого обидного» и т.п.

Ознакомьтесь с политикой предприятия

Не имеет значения, в каком по размеру офисе вы работаете и какую по значимости должность занимаете. Каждая уважаемая компания следует определенным правилам поведения в офисе. Ознакомьтесь с этими правилами, обратив особое внимание на пункты, в которых указывается, какие мероприятия проводятся в случае нарушений, злоупотребления служебным положением, совершения действий, идущих вразрез с официальной политикой компании. В каком порядке подаются жалобы, как рассматриваются, как и какие выносятся наказания. Это затратно по времени, но кто предупрежден, тот вооружен. Если четких указаний на этот счет нет — вы все равно окажетесь в выигрыше, так как сможете не просто пожаловаться, но и предложить приемлемые вам варианты выхода из проблемной ситуации. Скорее всего, выберут одно из ваших предложений, вместо того чтобы придумывать неудобный для вас путь разрешения конфликта.

Продолжайте действовать

Если разговор с человеком не принес никаких результатов и вы твердо намерены довести дело до конца, сообщите ему о своих дальнейших намерениях — сообщить о злоупотреблении начальству. Возможно, на этом все закончится. А если нет — вы поступите честно и ваш поступок не будет выглядеть как наушничество. Не стесняйтесь эскалации. Выстройте список инстанций и следуйте ему до тех пор, пока конфликт не разрешится удовлетворительным для вас образом: жалуйтесь в отдел кадров, офисную полицию, профсоюз, другие организации, которые посчитаете необходимым привлечь для разрешения ситуации.

Держите все под контролем

Держите себя в руках, не поддавайтесь эмоциям, не совершайте необдуманных поступков. Ведь вы тоже сторона конфликта, вас тоже будут оценивать на адекватность. Поэтому нельзя допустить сомнений в том, что вы правы, что вы действительно пострадавшая сторона. Оперируйте фактами, обязательно фиксируйте даты и время, приводите конкретные фразы, контекст, ситуации, будьте готовы призвать на помощь свидетелей.

Чего никогда не нужно делать

Какая бы ни была ситуация, никогда не позволяйте себе обсуждать ее с коллегами за спиной виновного. Распускание сплетен не сделает вам чести и может обернуть ситуацию против вас. Безусловно, не будет ничего криминального, если вы поделитесь своей проблемой с коллегой или близким другом, но все сказанное вами от слов до тона высказывания должно быть предельно корректно и не допускать двойной трактовки.

Избегайте упоминания ситуации в письменной форме: электронное письмо, публикации в Facebook и Twitter — никаких письменных заметок и цифровых носителей для информации, которую не хочется предавать огласке.

И самое главное: берегите себя и не подвергайте себя излишней эмоциональной или физической опасности.

Похожие статьи